ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
• активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
• развитие их творческих способностей;
• приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям русского народа, привитие чувства любви к родному краю;
• воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
• привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
• формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
Основные принципы осуществления программы:
• принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
• принцип совместной деятельности учащихся;
• принцип целесообразности («все делать с пользой»);
• принцип творческого отношения к делу.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется по следующим направлениям:
• поисково-исследовательская деятельность;
• учет и хранение фондов;
• экспозиционная деятельность;
• просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• экспедиционный сбор;
• прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;
• проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
• участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;
• создавать фонд мультимедийных презентаций.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе выставки-передвижки;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.
Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.
Планируется создание экспозиций «История народного образования в деревне Липовка», «Летопись школьных лет».
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.
Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах, а также учителей и родителей.
Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.
Актив музея и учащиеся школы:
1. Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
2. Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
3. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
4. Оформляют экспозиции и выставки;
5. Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;
6. Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
7. Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.
В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея. Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея, назначаемый приказом директора школы.
Перечень обязанностей руководителя школьного музея
1. Планирует работу школьного музея и актива музея.
2. Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.
3. Ведет документацию школьного музея.
4. Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.
5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
Курирует работу Совета музея.
6. Готовит отчетную документацию о деятельности музея.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, села.